
.jpg?template=generic)
|
Страничка психолога.
Обучение различным психологическим методикам для самостоятельного применения.
ПРОФИЛАКТИКА КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
Пожилой возраст является самым сильным и независимым фактором риска развития нарушений функций головного мозга.
Нарушения памяти, внимания и других когнитивных функций представляют собой весьма распространенное проявление различных неврологических заболеваний пожилого возраста.
Когнитивные нарушения – это снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания.
Профилактика – лучшее лекарство!
Раннее начало профилактики когнитивных нарушений чрезвычайно важно!!!
Три фактора – правильное питание, физические и интеллектуальные нагрузки в совокупности помогут существенно улучшить память ее до глубокой старости.
С чего начать?
1. ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Продукты, способные улучшить память:
- чечевица обеспечивает ясность ума, скорость мышления, не накапливает нитраты и радионуклиды; блюда из чечевицы богаты белком, аминокислотами;
- репчатый лук способствует лучшему насыщению клеток кислородом;
- чеснок активирует клетки мозга, улучшает память, препятствует возрастным изменениям старению мозга;
- рыба содержит фосфор, необходимый для клеток мозга при напряжённой и длительной работе;
- орехи ядрышки содержат дофамин активатор мыслительных процессов;
- брюссельская капуста повышает способность к концентрации внимания;
- лимоны, грейпфруты содержат витамин С (антиоксидант), который уничтожает нестабильные молекулы кислорода, ухудшающие память;
- мятный чай стимулирует участки мозга, ответственные за память.
Для интенсивной деятельности клетки мозга нуждаются в поступлении энергии и питательных веществ с током крови. Необходимо эффективное кровоснабжение головного мозга.
2. ФИЗКУЛЬТУРА В СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ
Физические нагрузки, рекомендуемые людям пожилого возраста:
- Утренняя зарядка в течение 15-20 минут с соблюдением правильного дыхания.
- Ходьба, пешеходные прогулки. Прежде, чем приступить к физическим упражнениям, необходимо посоветоваться с врачом. Ходьба должна быть быстрой, только тогда она будет иметь тренирующий эффект. Время для прогулки предпочтительно утреннее, но неплохо пройтись и вечером, особенно для тех, кто страдает бессонницей. Пожилым людям, склонным к полноте, следует прогуливаться и после обеда.
- Для более тренированных людей полезны занятия плаванием, футболом, теннисом, ходьба на лыжах, упражнения на растягивания мышц. Занятия лыжным спортом регулируют артериальное давление крови, понижая его, если у человека оно несколько повышено. Огромно влияние лыжного спорта на дыхательную систему.
Основные правила оздоровительных физических тренировок:
• систематичность;
• постепенное увеличение нагрузок;
• индивидуальный подбор физических упражнений и нагрузок с учетом возраста и сопутствующих заболеваний.
3. ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ
- Важно нагружать память. Изучение иностранного языка, решение задач на логику, разгадывание кроссвордов - все это заставляет «мозги работать», то есть запоминать, вспоминать, думать. Любая деятельность, где приходится обрабатывать большой объем информации, пойдет на пользу для вашей памяти.
- Во время работы каждый час нужно делать небольшие перерывы. Можно встать, походить по помещению, сделать несколько физических упражнений. Так мозг будет переключаться с одного вида деятельности на другой, и это пойдет на пользу его функционированию.
- Стоит стараться избегать стрессов и переживаний, так как они ведут к снижению внимания и ухудшению памяти.
- Хорошо тренирует память чтение книг, но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо делать пересказ прочитанного, отмечать детали характеров героев, их привычки и т.п.
- Есть полезное упражнение для улучшения памяти в любом возрасте – заучивание стихов наизусть. Выбирайте любого интересного вам поэта и начинайте наизусть изучать все его творчество. А потом в любое время вспоминайте.
- Занятия музыкой благотворно влияют на работу головного мозга. В пожилом возрасте можно петь, самому или в хоре, или начать изучать игру на каком-либо музыкальном инструменте, или все это вместе одновременно.
- Тренируйте наблюдательность. Наблюдая за тем, что происходит вокруг, фиксируйте внимание не только на «главных фигурах», но и на фоне цветах, звуках, запахах.
- Вспоминайте.В конце недели попробуйте подробно воспроизвести произошедшие события, подумайте о том, что приятного произошло с вами за это время, а затем прокрутите эти события в обратном порядке.
- Учите наизусть. Попробуйте удержать в голове списки дел и покупок. Выучите наизусть весь список лекарств, которые вы принимаете, знайте их дозировку и кратность приема. Попробуйте заучить понравившиеся вам стихи или отрывки из прозы.
- Придумайте историю. Чтобы запомнить перечень дел, событий или предметов, попробуйте связать их в единую историю, которая должна быть последовательна и логична, но вместе с тем может содержать элементы абсурда и преувеличения. Придумайте сказку о делах на день.
- Тренировка памяти с утра. Вот несложные упражнения, которые можно выполнять лежа в постели после пробуждения, в течение 7-10 минут, произнося вслух или про себя:
2. Обратный счет: как можно быстрее сосчитайте от 100 до 1.
3. Назовите 20 женских имен, присваивая порядковый номер (например, Анна-1, Барбара-2, Вера-3…).
4. Проделайте тоже с мужскими именами.
5. Назовите по порядку алфавита 20 названий продуктов (арбуз, баклажан, вобла, гуляш и т.д).
ПРОФИЛАКТИКА
КОГНИТИВНЫХ
НАРУШЕНИЙ